16:56

     В одной из прошлых записей я цитировала отрывок из воспоминаний Алека Киркбрайда, в котором тот, ссылаясь на поведение Лоуренса в его присутствии, доказывает, что "вкусы у него [Лоуренса] были какие угодно, только не кровожадные". Доказывать это ему пришлось из-за возобновлявшихся время от времени разговоров о том, что Лоуренс то ли сам отличался склонностью к жестокости, то ли, по меньшей мере, поощрял зверства, которые совершали арабы.
      Киркбрайд издал свои воспоминания в 1955, а в 1962 вышел фильм Дэвида Лина "Лоуренс Аравийский", в котором были эпизоды, демонстрирующие вспышки истерической жестокости Лоуренса. Cценарист фильма, известный драматург Роберт Болт, написал статью "Ключи к легенде о Лоуренсе", в которой обосновывал свою (и режиссера) точку зрения, называя среди черт, свойственных Лоуренсу, любовь к выдумкам, гомосексуальные склонности и садизм. Биограф Лоуренса, Лиддел Харт написал ему письмо, в котором отрицал наличие у Лоуренса гомосексуальности и садизма, согласившись, что "в вопросе его правдивости" Болт "ближе к истине".
     Роберт Болт, помнящий о скандале, вызванном книгой Олдингтона, ответил осторожно: "Прежде чем я скажу еще что-нибудь — я надеюсь, вы не относите меня к той же категории, что и Олдингтона?" (1) В следующем письме он уверял Лиддел Харта, что считал своим долгом верить всему, что сам Лоуренс пишет о себе в "Семи столпах мудрости". Например, Лоуренс утверждает, что отдал однажды приказ "Пленных не брать", потому что он и сопровождавшие его бедуины пришли в ярость при виде трупов женщин и детей, убитых турками в деревне Тафас. В "Семи столпах мудрости" он пишет: «Я сказал: «Лучшие из вас принесут мне как можно больше турок мертвыми», - и мы обратились вслед за удаляющимся врагом, пристреливая по пути тех, кто отбился в дороге и умолял нас сжалиться. ... По моему приказу мы не брали пленных, единственный раз за всю нашу войну. ... В безумии, порожденном ужасами Тафаса, мы убивали, убивали, стреляя даже в головы упавшим и в животных, как будто их смерть и потоки крови могли утолить наши муки.
     Только один отряд арабов, не слышавший наших вестей, взял пленными последние две сотни людей из центрального отряда. ...позади них человек на земле что-то истошно закричал арабам, и они, бледные, подвели меня к нему. Это был один из нас, с раздробленным бедром. Кровь хлынула, залив вокруг него всю землю, и он остался умирать; но даже тогда его не пощадили. В духе сегодняшнего дня, его мучили и дальше – плечо и вторую ногу ему пригвоздили штыками к земле, как у насекомого на булавках.
     Он был в полном сознании. Когда мы спросили: «Хассан, кто это сделал?» - он поднял глаза на пленных, которые жались друг к другу, совершенно сломленные. Они ничего не сказали, прежде чем мы открыли огонь» (2). (Кстати, среди пленных, по словам Лоуренса, были не только турки, но и немецкие и австрийские пулеметчики.)
     Роберт Болт, сославшись на этот эпизод, заключает: "Если я должен предполагать, что он [Лоуренс] лжет, там, где его утверждения мне не подходят, я не имею права считать его правдивым, когда его описание соответствует моей теории. Тогда все произведение попало бы под вопрос, обернулось бы зыбучими песками фантазии, а это точка зрения Олдингтона, а не моя"(1). Лиддел Харт показал ответ Болта Арнольду Лоуренсу, тот ответил, что его слегка тошнит от этого письма.
     Арнольд Лоуренс, разумеется, не мог протестовать против мнения, что его брат писал в своей книге правду. Более того, он тогда еще даже не сомневался, что ТЭЛ в битве при Тафасе действительно отдал приказ не брать пленных. Но Арнольд Лоуренс иначе объяснял причины этого поступка. Он считал, что его брат тогда потерял контроль над собой, потому что разделил ярость арабов, а затем искренне страдал из-за этого. (3)Описание резни при Тафасе и правда не говорит о любви к жестокости, однако Болту, хоть он не стал бы об этом упоминать, явно были знакомы и свидетельства недоброжелателей Лоуренса, которых было много среди профессиональных военных. В другой раз я подробнее напишу о причинах такого отношения кадровых военных к Лоуренсу, сейчас остановлюсь лишь на тех обвинениях в жестокости, которые они ему предъявляли.читать дальше
Источники и некоторые цитаты по-английски

@темы: кино, Лин, Дераа, политика, Аравия, отзывы о ТЭЛ, черты характера ТЭЛ, Алленби

Комментарии
14.08.2011 в 18:48

laughter lines run deeper than skin (с)
Прошу прощения как за внезапные исчезновения, так и за внезапные появления. Чаще всего это зависит не от моих желаний. Это не развязывание и не возобновление "ненужных споров", а попытка объяснить, почему, после размышлений, я все-таки останусь при своих. По ходу дела у меня обнаружился личный интерес - Мальро почти полностью приводит и эту статью в Observer, и доклад по Месопотамии, а значит, мне тоже все это предстоит :) Ну и все-таки, другие пользователи Сети тоже могут сюда заглядывать, мне хочется, чтобы их мнение было основано на двух сторонах...
читать дальше
14.08.2011 в 18:48

laughter lines run deeper than skin (с)
читать дальше
14.08.2011 в 19:48

rickt FleetinG_ Сейчас не совсем по теме дискуссии -увы, очень занята другим, потом разберусь.)
это тот Кейнс, который монетарист? Вот же тесен мир... Он самый. Один из группы Блумсбери. Я о нем иногда упоминала в своем дневнике, потому что он был гомосексуален (бисексуален? женился потом). Почему это важно для меня? Он тут мне интересен как один из многих джентльменов того времени. Меня давно поразило, как часто они, когда прочитаешь о них побольше, оказываются относящимися к "сексуальному меньшинству" (так что это выражение звучит почти насмешкой). Я упоминала об этом, когда писала про Тесиджера-путешественника и Тесиджера-актера, но промолчала, что по ходу дела нашла - невольно! просто сталкивались с Тесиджером - еще трех путешественников с бисексуальными склонностями - Джорджа Мэллори, Брюса Чатвина и еще одного (забыла). Я и не ищу, а они находятся. И их слишком много, чтобы сказать: это неважно. Меня интересует история отношения к гомосексуальности в Англии.
И недавно опять такое же, но еще удивительнее. Генерал Чарлтон
Я прочитала, конечно, в Википедии о нем после комментария, но там ничего не было такого, чтобы увлечь мои мысли в сторону. Но после этого в книге Венди Моффат о Форстере я прочла о друзьях Акерли, об этом круге почти открытых геев - и, может, и не вспомнила бы по фамилии, но она пишет - генерал Чарлтон, Лео Чарлтон, живший с бывшим летчикам из РАФ - Томом Уичелло, а потом тоже касается истории его отставки. Так что мир и правда очень тесен. (И тут же, как это бывает, я натыкаюсь на его имя опять - еще в одной книге. В общем, там пишут то же самое.)
16.08.2011 в 18:54

laughter lines run deeper than skin (с)
Knitting Circle, да и только :)