Из мемуаров известного театрального режисера
Питера Холла: «Когда я учился в начальных классах, учителем истории у меня был Вивиан Ричардс. Он был близким другом Т.Э.Лоуренса, его истории о нем были похожи на эпизоды из
"Boy's Own Paper". Тогда они волновали, потом надоели. Мне не нравился Лоуренс. Я в него не верил. Было в нем что-то ненастоящее. Вивиан Ричардс, тем не менее, вселил в меня непреходящую страсть к архитектуре. Он водил группы мальчиков вокруг кембриджских колледжей и учил нас читать здание как исторический очерк. Средневековые здания наконец перестали меня пугать. ...
читать дальшеТеперь я понимаю, что Вивиан Ричардс был геем, и предполагаю, что он был влюблен в Лоуренса. Удивительно осознавать, как много среди моих школьных учителей, должно быть, было геев. В те дни это, конечно, была запретная тема — уголовное преступление, которое могло разрушить карьеру. Некоторые из моих учителей жили добропорядочной буржуазной жизнью, деля дом с каким-нибудь бизнесменом или чиновником из местных органов власти. Это были хорошие люди, вполне справлявшиеся со своей работой. И хотя моя мама с многозначительным видом характеризовала то одного, то другого из них "ну, это не дамский угодник", она явно никогда не видела необходимости как-то меня предостерегать»*.
*Цитата в оригинале, включая и пропущенный мной при переводе отрывок о граммофоне: "In my very early years at the school, my history master was Vivien Richards. He had been a close friend of T. E. Lawrence and his stories about him were like episodes from the Boy's Own Paper. They excited at the time, but then palled. I disliked Lawrence. I didn't believe in him. There was something about him that wasn't real. Vivien Richards, however, instilled in me a lasting passion for architecture. He took groups of boys round the Cambridge colleges and taught us how to read a building as a piece of history. Medieval buildings at last stopped threatening me. He also asked us to his lodgings to listen to records. He had a collection of classical music which he played through an enormous black horn. He used fibre needles, of which he was very proud, and the gramophone itself was clockwork, wound by hand. No electricity for him. Four or five boys No electricity for him. Four or five boys would group around the mouth of the horn and listen to the music, sipping cocoa in an untidy room that was stacked with 78 rpm. records and books. I realise now that Vivien Richards was homosexual and I suppose had been in love with Lawrence. It is curious to realise how many of my school teachers must have been homosexual. It was, of course, a hidden matter in those days — a criminal offence that could destroy a career. Several of my teachers lived solid bourgeois lives, sharing a house with a companion who was a business man or a local authority official. They were good men who just got on with their jobs. And though my mother would designate one or other of them as 'not a ladies' man' with a meaningful look, she clearly never felt the need to warn me" (Making an Exhibition of Myself: the autobiography by Peter Hall, Sinclair-Stevenson,1993, pp. 46-47).
@темы:
окружение ТЭЛ,
быт и нравы эпохи
Мне не нравился Лоуренс. Я в него не верил. Было в нем что-то ненастоящее
Интересно, это он про Лоуренса как Лоуренса - или про образ, который подавал Ричардс?
А вот еще один ученик - и вся эта идиллия в духе Баден-Пауэлла
читать дальше