Professor A. W. Lawrence, his brother's literary executor, believes that S.A. represents Sheik Ahmed, otherwise Dahoum, 'but as a personification as well as a person—a combination of the person and the place, a symbol of the pre-war happiness of life at Carchemish'.
Phillip Knightley & Colin Simpson,1970
       11 марта 1911 года Т.Э.Лоуренс, в 1910 году окончивший Оксфорд, по приглашению археолога Дэвида Дж.Хогарта начал работать на раскопках возле Джераблуса (Северная Сирия) — там были обнаружены руины Кархемиша, древнего города хеттов.
        В отсутствие Хогарта экспедицию возглавлял молодой археолог Леонард Вулли, который был на 8 лет старше Лоуренса и знал его уже несколько лет (Лоуренс впервые упоминает о Вулли в письме, написанном в августе 1906 года (1) В воспоминаниях, вошедших в сборник "T.E. Lawrence by His Friends" (1937) Вулли описывает Лоуренса как юношу "чрезвычайно одаренного и необыкновенно милого" (2), при этом оставлявшего впечатление незрелости, инфантильности.
       Внешне Лоуренс, которому тогда шел 22-й год, по свидетельству других очевидцев, казался 16-летним, но Вулли имел в виду прежде всего не внешность, а черты характера и поведение — к примеру, мальчишеское чувство юмора, часто выражавшееся в розыгрышах, и "любовь к нарядам, которая была у него тогда и от которой он, возможно, никогда не избавился" (думаю, Вулли тут говорит не только об арабских одеяниях, но и о мундирах рядового ВВС и танковых войск).
       "В Кархемише он всегда носил cветло-пепельный (French grey) блейзер с розовой отделкой, белые шорты с цветистым арабским поясом, украшенным кистями (такой пояс носили только холостяки, и у Лоуренса кисточки были больше, чем у кого бы то ни было), серые гольфы, красные арабские туфли. Шляпы он не носил. Его длинные волосы всегда были в ужасном беспорядке — он говорил, что они слишком длинны, только если начинают попадать в рот во время еды.
       По вечерам он надевал поверх своей белой рубашки и белых шортов белую, расшитую золотом, арабскую безрукавку и великолепный плащ из золотых и серебряных нитей — одеяние ценой в 60 фунтов, купленное им за бесценок у вора на базаре в Алеппо; и по вечерам его волосы были тщательно уложены щеткой. Сидя у огня он читал — обычно Гомера или стихи Блейка и Даути — и с гладкими волосами, в ореоле роскоши, он казался удивительно непохожим на того Лоуренса, каким был в дневное время. " (3)
       Добавлю еще несколько отзывов о Лоуренсе в Кархемише. Миссис Фонтана, жена британского консула в Алеппо, посетившая раскопки, написала о молодом археологе восторженно: "в шортах и рубашке без пуговиц, перехваченных цветистым арабским поясом, он казался тем, кем и был — юношей, обладавшим редкой силой и значительной физической красотой". Она упоминает о его волосах, выгоревших на солнце и заключает: "ни до, ни после этого я не видела таких золотых волос — и таких ярких синих глаз. Темноглазые, темнокожие арабы, приходившие показать, что они нашли на раскопках, или попросить хинина для лихорадящих детей (казалось, Лоуренс знал по именах их всех и их детей) смотрели на него с восторженным обожанием. "(4).
        Брат Лоуренса, Уилл, навестивший его в сентябре 1913 года, сообщал в письме домой, что блейзер на "Неде" был белый и с эмблемой колледжа Магдалины.(5) Американец по фамилии Уильямс, посетивший раскопки тоже в 1913 году, писал о Лоуренсе: "гладко-выбритый блондин с розовато-кремовым цветом лица, которому, казалось, не могла повредить безжалостная жара долины Ефрата,... носивший широкополую панаму, мягкую белую рубашку, расстегнутую спереди, оксфордский блейзер с эмблемой колледжа Магдалины на кармане, короткие белые фланелевые шорты, частично прикрытые украшениями, свисающими с пояса, не скрывавшими, однако, его голые коленки..." (6) Лоуренс учился в колледже Иисуса, а эмблему колледжа Магдалины носил потому, что тот оплачивал его участие в экспедиции (по инициативе Хогарта — он в свое время учился именно там): Лоуренс получал субсидию в размере 100 фунтов в год (кстати, для сравнения: как известно из одного письма Лоуренса, городская девушка в жены стоила в тех местах 12 фунтов, деревенская — 2). Возвращаюсь к рассказу Вулли:
       "В нашей комнате, - она славилась римским мозаичным полом — было несколько хороших ковров, и самые лучшие купил Лоуренс. Он заказал в Алеппо два кресла из черного дерева с обивкой из белой кожи — их дизайном он гордился. Он повесил на стену привезенный из дома гобелен Морриса. У него была изящная керамическая посуда из Кютахьи и, конечно, книги.
       Рабочие прекрасно знали, что его всегда можно умилостивить, даря цветы — и ради него в период цветения роз постоянно обворовывали единственный в тех местах сад (Ахмеда Эффенди из Зормары), а сам он часто возвращался с купания с большим букетом полевых цветов для украшения нашего жилища. Он обожал купаться и много времени проводил на берегу Ефрата или в его водах; он привез из Оксфорда каноэ с мотором и совершал на нем длинные поездки." (3)
       Любовь к красоте — черта, которая тоже оставалась у Лоуренса всю жизнь. Комфорт он не отвергал, никогда не был аскетом ("я не аскет, а гедонист"(7)), но позднее казался таким многим людям, знавшим его поверхностно, потому что, во-первых, гордился своей выносливостью и умением, когда потребуется, обходиться без многих удобств, во-вторых, попросту не нуждался во многих вещах, о которых было принято думать, что они нужны любому взрослому мужчине. Сэр Рональд Сторрс, к примеру, пишет о "простом образе жизни" Лоуренса: тот не курил и не пил спиртного.(8) Сторрс, слава богу, не добавляет, что Лоуренс еще и к женщинам был равнодушен — то, что это не всегда признак аскетизма, Сторрс мог знать по себе. А вот представить, что мужчина может не любить коньяк и дорогие сигары, однако позволять себе другие предметы роскоши, он, видимо, уже не мог. Однако Шарлотта Шоу не просто так постоянно слала Лоуренсу шоколад, дорогой чай и всевозможные лакомства. Вулли пишет о Лоуренсе: "Он не курил, редко пил вино и никогда — крепкие спиртные напитки, зато любил хорошую еду и очень придирчиво относился к арабским блюдам, которые мы ели в Кархемише".(3)
       Весной 1911 год Лоуренс познакомился с Дахумом. Обстоятельства знакомства нельзя назвать романтическими. Лоуренс и его коллега Томпсон решили подшутить над одним турецким жандармом, постоянно докучавшим им просьбами о спиртном. Когда он в очередной раз попросил дать ему бренди — под тем предлогом, что его лихорадит — англичане предложили полечить его иначе: на глазах у рабочих, заглядывавших в двери, дали стакан воды, Томпсон стал громко читать "заклинания" — сперва древнееврейский алфавит, потом "Дом, который построил Джек"— и наконец в воду бросили составные части шипучего растворимого слабительного. Турок в испуге отбросил стакан и спросил, за что они хотят его, своего друга, отравить. Тогда Лоуренс и Томпсон позвали мальчишек, развозивших на осликах воду по лагерю, и велели им выпить то же самое, пообещав, что иначе их высекут. Мальчики — один из них был Дахум — выпили смесь и ушли, в страхе ощупывая свои конечности и, видимо, ожидая, что колдовство вот-вот начнет действовать. Поскольку они остались целы, турок почувствовал себя трусом, опозорившимся на глазах у рабочих, и от стыда ушел в другое место.
       На следующий день, по словам Лоуренса (описавшего всю историю в письме к Хогарту (9)), Дахум рассказывал рабочим, что пил опасное магическое зелье белых людей, которое может превратить человека в кобылу или обезьяну. С тех пор имя, вернее, прозвище, мальчика стало постоянно упоминаться в письмах Лоуренса. "Дахум" значит "темный". Мальчик был светлокож, но Лоуренс сказал Вулли, что в младенчестве тот был темнее. Однако арабский историк Сулейман Муса считает, что Лоуренс шутил: арабы любят давать имена, противоречащие внешнему виду человека, поэтому мальчик мог быть так назван именно за светлую кожу. Впрочем, и сам Лоуренс именно так объяснял происхождение прозвища Дэвиду Гарнетту. Настоящее же имя Дахума было Ахмед. Кстати, Лоуренс пытался проследить родословную Дахума и утверждал, что предками юноши были не только арабы, но и хетты. Продолжение (довольно длинный текст)
Фотографии
Источники (и некоторые цитаты по-английски)

@темы: фотографии, окружение ТЭЛ, Дахум, биография ТЭЛ, отзывы о ТЭЛ, внешность ТЭЛ, S.A.

Комментарии
14.05.2010 в 00:31

tes3m ох ты ж, я этого поста дождалась:) Завтра при первом же просвете все прочитаю и поназадаю кучу дурацких вопросов:) А пока просто огромное спасибо!
14.05.2010 в 01:04

Smolka* :sunny: Я до завтра еще чуть-чуть допишу, а то, кажется, пропустила любопытные факты.
14.05.2010 в 01:42

tes3m
Спасибо за потрясающе интересный материал! Читается на одном дыхании.
Ваша версия о Софье Андреевне - супер!:vo:
tes3m - Вы просто великолепны! О Дахуме так мало пишут...
Отдельная благодарность за ссылки и за перевод.:red:
14.05.2010 в 03:44

Novus Spiritus;) Рада, что понравилось.))) О Дахуме так мало пишут Ну, если сравнить с тем, как редко упоминают о некоторых других событиях из жизни Лоуренса, то о Дахуме пишут даже и не так уж мало. Но, конечно, все-таки мало, согласна.
14.05.2010 в 08:51

:hlop: :hlop: :hlop:
14.05.2010 в 09:20

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
Очень интересный пост!
А я не знала, что Лоуренс был близким знакомым Леонарда Вулли и участвовал в раскопках.
14.05.2010 в 10:06

son-chik Спасибо.:sunny:
ehwaz :) А ты интересовалась Вулли по другим его делам? Я, наоборот, знаю его только в связи с Лоуренсом — по Кархемишу. Хотя мимоходом встречала его имя, читая и о другом.
14.05.2010 в 10:11

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
tes3m
Это супер-известный археолог. :) Он копал древний Шумер, открыл Ур, нашел гробницу царицы Шуб-Ат ( Пуаби) и еще кучу гробниц и зиккуратов. У него есть как минимум две книги по Шумеру. Родоначальник шумерологии. :)
14.05.2010 в 10:26

ehwaz Ага, я это читала про него, но уже когда заинтересовалась им в связи с Лоуренсом. А так я не испытывала интереса к археологии.
Они с Лоуренсом, кстати, жили дружно в Кархемише, это уже потом Лоуренс начал критиковать Вулли, а тот, видимо, узнал и обиделся. Лоуренс, например, писал, узнав, что Вулли хотят сделать смотрителем Эшмолина после Хогарта, что он недостоин. И когда Вулли хотели пригласить редактировать Геродота, он опять же влез с критикой: мол, Вулли, конечно, чудесный человек, но он так любит преувеличивать, что на научную точность и не рассчитывайте. И одну книгу Вулли назвал неправдивой и вульгарной. В общем, тот от обиды решил, видимо, не молчать, как положено джентльмену о том, что он думает по поводу Лоуренса, а намекнуть, как бы заступаясь.
14.05.2010 в 10:36

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
tes3m
Ну то, что Вулли был человеком увлекающимся и фантазером - факт. Но хороший археолог и должен быть таким. :) Это не недостаток.
Я бы на месте Вулли тоже бы обиделась и отомстила. :)
Кстати. Вулли был женат. Его жена - Екатерина тоже участвовала в раскопках. Она неплохо рисовала и сумела реконструировать облик царицы Шуб-Ат.
Ну русский переведено две его книги о Шумере. Одну "Ур халдеев" я скачала, вторую - заказала в букинисте. Не помню, как называется. на той неделе обещали принести.
14.05.2010 в 10:49

ehwaz Ну то, что Вулли был человеком увлекающимся и фантазером - факт. Но хороший археолог и должен быть таким. :) Это не недостаток. :-D Лоуренс сам был хорош, так что мог бы и помолчать на этот счет. Но я думаю, мы же не знаем всех деталей: может, он еще раньше обиделся на Вулли за что-то, вот и говорил... А может Вулли и вовсе не знал, что Лоуренс его критикует, а просто ему стало противно лицемерие: он знал Лоуренса живым человеком, а на того "навели хрестоматийный глянец". Он знал его оксфордским эстетом, таким и описал.)))

А жену Вулли я видела на фото вместе с ним. Даже сохранила: мне понравилось, как они вышли.www.mainlinemedianews.com/content/articles/2009...
14.05.2010 в 10:53

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
tes3m
О, какая прекрасная фотография. Я ее стырю, она мне понадобиться. :)
14.05.2010 в 11:05

ehwaz:yes: Ага, замечательный снимок.
14.05.2010 в 12:50

tes3m
В благодарность автору поста небольшое видео по мотивам статьи: :attr:


14.05.2010 в 13:55

son-chik :kiss:Спасибо!))):red:
Сейчас пытаюсь посмотреть, но у меня тут вообще не включается, а на ru-tube почему-то медленно-медленно... Жду, когда можно будет сделать повтор.
16.05.2010 в 00:50

It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
tes3m Замечательный пост, спасибо! :white:
Про Софью Андреевну - я плакаль :lol::lol::lol:

son-chik очень симпатичный видеоряд получился :)
16.05.2010 в 01:06

Amethyst deceiver :sunny: )))Рада, что одобряешь.)))))
16.05.2010 в 14:01

It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
tes3m И когда Вулли хотели пригласить редактировать Геродота, он опять же влез с критикой: мол, Вулли, конечно, чудесный человек, но он так любит преувеличивать, что на научную точность и не рассчитывайте. И одну книгу Вулли назвал неправдивой и вульгарной. Гыыыы, этот Лоуренс... уж чья бы корова мычала насчет приврать и преувеличить :-D:-D:-D Вот уж точно - в своем глазу бревна не видно (а если и заметил, то вполне можно простить себе любимому :-D ), а в чужом - соринку разглядел :-D
Лоуренс сам был хорош, так что мог бы и помолчать на этот счет. вот именно :-D
16.05.2010 в 14:37

Amethyst deceiver Ну, все же фантазии о себе это одно, а в комментариях к научному труду — другое.))) Это я не к тому, что Вулли непременно откомментировал бы плохо, а к тому, что Л. мог осуждать украшательство именно в научном труде, а сам был писателем, ну и... думал, что можно приукрасить серые будни.;-)
16.05.2010 в 14:58

It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
tes3m а помнишь, где-то попадалось, что он и отчеты о, так сказать, проделанной работе в Аравии писал в несколько... эээ... вдохновенно-фантазийном стиле? :-D И это не только про отчет о происшествии в Дераа, но и те, что он слал Алленби :-D
16.05.2010 в 15:07

Amethyst deceiver ;-) Война это не наука. Тем более, он сам потом в книжке написал, что его отчет о битве пародирует чужие велеречивые отчеты, а то, что его приняли всерьез и дали орден... Ну, не поняли тонкого оксфордского юмора.:-D
16.05.2010 в 15:11

It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
tes3m а то, что его приняли всерьез и дали орден... Ну, не поняли тонкого оксфордского юмора.:-D :lol::lol: да уж, вот дураки-то, надо было не орден давать, а выпороть ;-):-D:-D и все были бы счастливы :-D
Война это не наука :lol::lol::lol: дык и наука науке рознь! :-D археология все ж не медицина :-D:-D
16.05.2010 в 15:39

Amethyst deceiver Все же отчет, мне кажется, не похож на пародию — я бы тоже решила, что он написан всерьез.;)
16.05.2010 в 16:11

It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
Все же отчет, мне кажется, не похож на пародию — я бы тоже решила, что он написан всерьез. наверняка он и писался всерьез - насколько слово "серьезно" применимо к Лоуренсу :-D ну, играл мальчик в войну в Аравии, хотелось ему произвести впечатление на командование :-D:-D а потом-то всегда можно сказать, что пошутил :-D
16.05.2010 в 16:27

Amethyst deceiver Он поэт, а люди приняли его то ли за вождя, то ли за святого. Но он ближе к Байрону и Рембо, чем к Черчиллю и Жанне д`Арк (хотя меня трогает, что он — при его-то отношении к женщинам — отождествлял себя с Жанной из пьесы Шоу).
16.05.2010 в 17:43

It's his excessive consumption of mushrooms. They've addled his brain...(c)
tes3m Он поэт, а люди приняли его то ли за вождя, то ли за святого. а он и не возражал :-D он — при его-то отношении к женщинам — отождествлял себя с Жанной из пьесы Шоу :yes::yes: ага, есть такое :)
28.05.2010 в 20:25

laughter lines run deeper than skin (с)
Прекрасный пост - такой разветвленный и обстоятельный :hlop::hlop::hlop:
Да, образ оксфордского эстета многое дает для прояснения общей концепции :) Поясок его, я смотрю, многим понравился :)
Мне всегда было интересно - если там таки Sheikh Ahmed, то вот как прикажешь объяснять непосвященному человеку, что значит S? :D
Ричардс думал, что С.А. был в возрасте Лоуренса, но, очевидно, потому, что сам он прикипел душой к шерифу Али :) И хорошая была бы версия, да вот только Али после событий был жив-живехонек и на портрет позировал...
А Son Altesse и Сара Ааронсон, определенно, на одной ступени пьедестала с Софьей Андреевной :vo:
 tes3m, а никак оксфордский текст уже попал тебе в руки? :)
28.05.2010 в 20:59

FleetinG_ образ оксфордского эстета В связи с этим еще интересно больше узнать о его дружбе с Леонардом Грином, чьи воспоминания тоже вошли в книгу "Друзья о Лоуренсе". Лоуренс еще не закончил школу, а Грин был студентом (Л. -16, Грину - 19) и уже писал прозу и принадлежал к группе уранианцев. За что Джереми Уилсон его не жалует. Вот откуда Л. мог больше знать об Уайльде и о Дугласе. Еще до Ричардса Л. предлагал Грину потом поселиться с ним где-нибудь на водяной мельнице и печатать красивые книги. Тот был не прочь, но не сложилось. ;)То же Лоуренс предлагал и школьному другу Бисону.
А книги Грина потом и правда печатались так, как они с Лоуренсом мечтали — маленьким тиражом, зато для эстетов. callumjames.blogspot.com/2007_03_01_archive.htm...читать дальше