В книге воспоминаний "To keep the ball rolling" писатель Энтони Пауэлл рассказывает о том,что однажды произошло с его знакомой, Джулией Пэйкенхэм, на обеде у художника Огастеса Джона, который обычно не представлял друг другу гостей, так как некоторых и сам не знал и не всегда различал среди присутствующей молодежи "кто его дети, кто его внуки, кто его теперешние подружки, кто теперешние подружки его сыновей, а кто попал в его дом впервые". Перед тем, как гости вошли в столовую, "Джулия заметила незнакомого ей невысокого человека, который показывал признаки того, что он чувствует себя обделенным вниманием. Это легко могло оказаться правдой, так как Джон предоставлял гостям самим о себе заботиться. Когда пригласили к столу и Джулия прошла в дверь вместе с этим гостем, стало видно, что на столе возле приборов положены карточки с именами, хотя они были и не нужны. Маленький человек заметил:
- Хотелось бы знать, написано ли имя "Шоу" на моей карточке?
Джулия спросила:
- Почему вам хотелось бы это знать?
- Потому, что у меня несколько имен.
- В самом деле?
Джулия закрыла тему, поскольку не видела причин развивать дальше такое до некоторой степени эгоистическое начало разговора.
Покидая дом Джона, Генри Лэм*, который, должно быть, чаще встречал этого гостя и не испытывал к нему большой привязанности,упомянул о том, что присутствовал Т.Э.Лоуренс, потом, возможно, коснувшись завершения его службы в РАФ. Лоуренс оказался той персоной, которую Джулия отказалась умиротворять".(перевод мой.)
To keep the ball rolling Anthony Powell 2001 Стр. 337См.
* Генри Лэм - художник. О нем. Участвовал в Первой мировой - служил в Палестине под началом Алленби.Вот эту его картину Т.Э.Лоуренс использовал в качестве одной из иллюстраций в "Семи столпах мудрости"
читать дальше
Мне кажется, рассказ основан на реальности, т.к. поведение Лоуренса вполне узнаваемо. Вспоминается рассказ о том, как писательница Ребекка Уэст пригласила его в гости, а он приехал на своем мотоцикле не тогда, когда был приглашен, а когда вздумалось, не застал дома хозяйку, пошел на кухню и два часа рассказывал о своих арабских приключениях кухарке. Но Пауэлл, как и Джулия, чувствуется, не одобряют ТЭЛ, считают его поведение признаком суетности и эгоцентризма. Ну да, он был эгоцентриком, но это выражалось часто очень по-детски. А в оценке этого эпизода еще имеет значение время, когда он происходил. ТЭЛ в тревоге ожидал увольнения из РАФ, не представляя, как будет жить дальше. Ему было и так не по себе, а тут еще он оказался среди незнакомцев (и Генри Лэм его не любил и общаться с ним тоже не захотел). Долго чувствовать себя ненужным и неинтересным он не мог.Естественно, он сперва страдал молча, потом стал крутиться и вертеться, ожидая, что кто-нибудь с ним заговорит. Потом попытался первым завязать разговор. Разговаривать с незнакомцами было не принято, но он рассчитывал, что дама или догадается кто он такой (могла ведь интересоваться Лоуренсом Аравийским и знать, что он взял себе фамилию Шоу), или хотя бы начнет расспрашивать, почему у него много имен. Но дама попалась нелюбопытная.
upd От FleetinG_ "А у вас много вымышленных имен?" Он ответил: "Совсем немного". "И много национальностей?" "Всегда ирландец" - твердо отвечал он. Леди Пэнси Лэм - сестра Джулии, жена того самого художника Лэма. Видимо, Пауэлл не запомнил всего рассказа. Или Джулия рассказала не всё. читать дальше