В книге Майкла Ярдли "Т.Э.Лоуренс. Биография" я нашла историю, которая, как мне кажется, была использована в фильме "Опасный человек: Лоуренс после Аравии": там были эпизоды, в которых Лоуренса попыталась соблазнить жена советника французского премьера, некая мадам Дюмон. Лоуренс в фильме надеялся, что она поможет ему в политических делах (она сама предложила помощь), повлияет на мужа, а мадам решила не терять времени даром: пришла к предмету своего восхищения в номер, разделась и стала ждать его прямо в постели. По слухам, нечто похожее было с Лоуренсом уже в Англии, а в Париже все выглядело немного иначе.
читать дальше Вот что рассказывал Бодли, кузен Гертруды Белл, об одном обеде, на который он привел ТЭЛ, чтобы тот встретился с английским премьер-министром Ллойд Джорджем. ТЭЛ повел себя там совершенно несвойственным ему образом: уделял все свое внимание сидевшей рядом с ним за столом красивой и чувственной женщине, которую Бодли назвал вымышленным именем Валентина де Ваклюз. Эта женщина, известная своей красотой и многочисленными любовными романами, проявила необычайный интерес к арабским делам – настолько, что воодушевленный Лоуренс произнес для нее целую речь об арабских проблемах, услышанную в т.ч. и несколькими другими гостями. Такое внимание очень польстило Лоуренсу. Ведь Лоуэлл Томас еще не сделал его "звездой" и остальные гости по большей части не обращали на него внимания. Правда, с Ллойд Джорджем Лоуренс все же поговорил (и ему тоже очень понравился), но после этого опять вернулся к разговору с мадам де Ваклюз.
(Если опять вспомнить фильм "Опасный человек", то похожее поведение Лоуренс демонстрирует за ланчем у Черчилля, когда в ущерб принятой за столом общей светской беседе слишком увлекается разговором об археологии с соседями.)
Возвращаясь с приема, Лоуренс восхищался "искренним интересом" прекрасной дамы к арабскому вопросу и ее "пониманием" арабских проблем. Бодли попытался охладить его восторги, сказав, что мадам ничем таким вовсе и не интересуется. И стал предостерегать ТЭЛ против будущей встречи с мадам де Ваклюз у нее дома. Лоуренс его словам не поверил.
Встретившись с Бодли на следующий день, Лоуренс извинился за свое поведение, объяснил, что просто не разбирается в женщинах, и рассказал, что мадам де Ваклюз действительно попыталась его соблазнить, правда безуспешно. (стр.138-139)
Видимо, этим случаем и объясняется невежливый ответ Лоуренса какой-то поклоннице (скорее всего, другой, но тоже в Париже), которая долго рассказывала ему о себе, а потом добавила: "Боюсь, вас не очень интересует разговор со мной". Лоуренс ответил: "Он меня совсем не интересует". (One final and typical episode in Paris. An adoring lady in conversation with Lawrence, mainly about herself, remarked 'I fear my conversation does not interest you much'. Lawrence replied 'It does not interest me at all'."Middle East Diary, 1917-1956" Richard Meinertzhagen, Стр. 28)
Ярдли добавляет, что не все встречи с дамами были для Лоуренса так болезненны. Со знаменитой Гертрудой Белл, женщиной-археологом, ему нравилось общаться, хотя, по мнению Ярдли, ей общаться с ним нравилось еще больше. За глаза Лоуренс отзывался о "бедной Герти" свысока, намекая на ее чувства к нему. Ярдли, кажется, верит в то, что чувства мисс Белл были более нежными, чем дружеские, но у меня такого впечатления нет. Судя по другим источникам, Гертруда Белл относилась к ТЭЛ иногда неодобрительно, иногда с нежностью и симпатией, но на влюбленность ее чувства были мало похожи.upd Мне захотелось написать об этом потому, что это еще раз подтверждает: хотя некоторые события, происходящие в фильме "Опасный человек: Лоуренс после Аравии" кажутся полностью придуманными сценаристом и режиссером, но все они (или почти все: кое-что в финале фильма непонятно откуда взято) основаны на каких-то свидетельствах, пусть и не всегда полностью подтвержденных. Скажем, история о том, как Файсал и Лоуренс морочили головы окружающим: Файсал цитировал Коран, а в "переводе" Лоуренса речь шла о политических делах. Триумфальное выступление Лоуренса с импровизированным французским переводом. И многое другое.