Статья Абдуллы Хабиба Альмайни «You Are an Interesting Man.Gender, Empire and Desire in David Lean`s Lawrence of Arabia» показалась мне любопытной (на нее дана ссылка внизу), но я перевела только маленький отрывок, в котором цитируются высказывания создателей "Лоуренса Аравийского", Дэвида Лина и Роберта Болта, объясняющие причины, по которым они ввели в фильм элемент гомоэротизма.
читать дальше«Споры о гомосексуальности Лоуренса никогда не утихали. Эти разногласия нельзя не расценивать как существенную составную часть в создании вымышленного образа популярной и "исключительной" личности, к чьей репутации время лишь прибавило загадочности. Те, кто, как Джереми Уилсон, делают из биографии Лоуренса житие святого, усердно протестуют, когда его называют гомосексуалистом, и категорически это отрицают, предпочитая чистый, "мужественный" образ прославленного национального героя. Критически настроенный биограф Ричард Олдингтон, тем не менее, утверждает, что Лоуренс был гомосексуалистом. Другие биографы, такие, как Найтли и Симпсон, приводят свидетельства, показывающие, что у Лоуренса были гомосексуальные наклонности, находившие выход скорее в садомазохистских ритуалах, чем в гомосексуальной практике.
Но в данном контексте, возможно, более интересно то, что Дэвид Лин, режиссер фильма, на самом деле считал, что Лоуренс был безусловно гомосексуален. Одна из причин, по которым он был недоволен сценарием Майкла Уилсона, заключалась в том, что "многие аспекты многогранной личности Лоуренса не отражены в сценарии". Далее он приводит два характерных примера: "мазохизм... Давайте не будем игнорировать или подвергать цензуре гомосексуальный аспект взаимоотношений Лоуренса с окружающими. Чуть обозначенная гомосексуальность Дауда и Фарраджа должна быть подчеркнута." Автор сценария Роберт Болт в сущности разделял эту точку зрения: "Не имею представления, был ли Лоуренс гомосексуален на практике. То, что он был более или менее гомосексуален по своей натуре, я считаю несомненным фактом. И он сам, мне кажется, этого почти не скрывал".
Хотя многие обозреватели и критики и ощутили этот "гомосексуальный аспект", вряд ли можно утверждать, что он показан в фильме прозрачно и отчетливо. В самом деле, многие критики обвиняли фильм как раз в том, что этот "аспект" в нем отсутствует. Например, Питер Бейкер пишет, что «фильм осторожно обходит вопрос гомосексуальности, которую Лоуренс по меньшей мере оправдывает, а то и открыто превозносит в своей книге ["Семь столпов мудрости"].» Подобным образом и Брайан Сент-Клер считает, что "образ Лоуренса уж слишком разбавлен "молоком сердечной доброты"* Роберта Болта", что применительно к фильму означает, что в нем "не уточняются некоторые спорные моменты жизни Лоуренса, в особенности тот имеющий первостепенное значение случай, когда он был схвачен турками". В действительности же Роберт Болт сформулировал свои задачи при написании сценария так: "не удаляться слишком далеко от верности фактам, от правды об этом человеке".»
*Milk of [human] kindness - выражение происходит от "Yet doe I feare thy Nature, It is too full o' th' Milke of humane kindnesse."("Макбет")You Are an Interesting Man.Gender, Empire and Desire in David Lean`s Lawrence of Arabia by Abdullah Habib Almaaini in «Swinging single: representing sexuality in the 1960s», 1999, 83-84
тут